По мнению Виталия Портникова, неожиданные уступки со стороны российской делегации на газовых переговорах в Брюсселе на самом деле были вполне закономерны и ожидаемы. Ни одна из строящихся обходных газотранспортных систем не может полноценно заменить украинскую ГТС. Не говоря уже о том, что такие обходные транзитные системы – это очень дорогое удовольствие.

Весь смысл строительства различных «северных
потоков», «северных потоков – 2», «южных потоков» и т.
д. был в том, чтобы лишить украинскую ГТС «голубого топлива». Причем
это стремление вовсе не экономическое, а чисто политическое. Зачем это нужно? В
таком случае украинский бюджет потерял бы колоссальное количество доходов, не
смог бы платить по счетам в международные финансовые организации и Москве стало
бы намного легче диктовать свои условия Киеву. Причем абсолютно любые, об этом
написал в социальной сети Фейсбук известный журналист и политолог Виталий Портников, который сослался на свою статью в издании «Радио Свобода»,
передает нам.

Однако газовые переговоры в Брюсселе показали, что план Путина по газовому «нагибанию» Украины полностью провалился. «Северный
поток – 2» все еще не построен, а какая-либо другая транзитная система и
близко не сможет заменить украинскую ГТС, с ее уникальными возможностями. Как
следствие — Кремль вынужден действовать
по европейским законам.

Далее приводим оригинальный текст Виталия Портникова:

«То, что на газовых переговорах в Брюсселе российская
делегация неожиданно уступила требованиям европейских и украинских чиновников и
согласилась работать по европейскому законодательству, многие из моих западных
коллег характеризирует как настоящую сенсацию.
Однако это — ожидаемая сенсация.

Весь смысл строительства газопроводов, которые должны были
стать альтернативой украинской ГТС — и «Северного потока», и «Северного
потока-2», и «Турецкого потока», и «Южного потока» состоял в необходимости
«обойти» Украину и добиться прекращения транзита газа через ее территорию. Причем чаще всего это была не экономическая,
а политическая необходимость. Потому что
проекты альтернативных газопроводов — это дорогое удовольствие. А самое главное — они лишены дополнительных
возможностей транспортировать газ в критической ситуации. А в украинской ГТС, с ее уникальными
подземными хранилищами, такие возможности есть.
И если следовать элементарной логике, «Газпром» должен держаться за эту
систему обеими руками. Но вместо этого в
Москве делали и продолжают делать все возможное, чтобы оставить украинскую ГТС
без газа. Почему?

А потому, что в этом случае украинский бюджет потеряет
доходы, которые так необходимы правительству страны в период выплат по долгам
международным финансовым организациям. И
Москве будет гораздо проще диктовать Киеву условия — любые условия. Не случайно в Москве план строительства новых
газопроводов любят называть «планом Путина».
И действительно, российский президент лично лоббирует строительство каждого
альтернативного маршрута — до поездок в страны, которые должны стать частью
новой системы и переговоров с их лидерами именно об энергетике.

«Газпром» не
справился с «планом Путина»

Но есть намерения, а есть возможности. Сейчас можно точно сказать, что «Газпром» не
справился с «планом Путина». Потому что
важной частью этого плана было его выполнения до 1 января 2020 года — то есть
до окончания русско-украинского соглашения по транзиту. Однако «Северный поток-2» все еще не построен
— и позиция Дании значительно усложняет завершения его строительства. К тому же серьезным ударом по позициям
российского газового монополиста стало уменьшение объемов прокачки газа по
газопроводу OPAL. После этого
окончательно стало ясно, что без украинского транзита не обойтись. Что с Киевом придется договариваться. А если договариваться с Киевом — придется
жить по европейским правилам.

Все предыдущие отказы представителей российского
Министерства энергетики и «Газпрома» от переговоров, все их требования и образы
были банальным блефом, рассчитанным на то, что нервы соперников не
выдержат. Поэтому особых возможностей
для маневра у Москвы нет. Так, транзит
можно прекратить. Но только по своей
вине. И нести все расходы за срыв
контрактов будет «Газпром».

То, что произошло в Брюсселе, еще раз напоминает о простой
истине: не нужно бояться российского блефа.
Когда европейцы и украинцы действуют совместно, когда они придерживаются
четких прозрачных принципов, России в буквальном смысле слова некуда деваться.

Похоже, что Кремль может выигрывать только в темноте».

Напомним, что газовые переговоры прошли успешно для Украины. Так, представители Российской Федерации сообщили о своей готовности к подписанию договора о транзите согласно европейским стандартам. Однако Украина должна будет осуществить все необходимые для этого подготовительные меры не позднее 1 января 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Курс валют на 1 июня: евро поднялся в цене, а доллар, напротив, опустился — данные НБУ

> Первый день лета 2020 года оказался полон сюрпризов, в том числе в банковской сфере Укра…