Премьерный показ необычного для театра документального жанра состоится 20 февраля

Depo.
Валентина Моісеєнко
Сегодня 13:30

ФОТО: depo.ua

В Хмельницком взялись показать на сцене историю сегодняшней войны. «Монологи войны» — так называется документальное театрализованное действо, в котором главные герои — реальные бойцы, делящиеся своими историями. То, о чем обычно молчат участники АТО и ООС, озвучивают вслух на суд зрителей. В спектакле пять монологов бойцов — пять реальных истории.

Переломить себя и признаться общественности о том, что доверял только себе или Богу, — дело нелегкое, признаются бойцы. Но пошли на это ради памяти павших.

«Я не могла поверить в то, что такое происходит. Потому что столько боли, столько правды и столько искренности в том, о чем они рассказывают. На самом деле, это страшно. Война — это страшно», – говорит со слезами на глазах режиссер по работе с актерами Наталья Паляница.

Авторскую идею воплощают два десятка любителей — ветераны войны на востоке, волонтеры, студенты и участники народного театра «Зеркало». Этому предшествовали кастинги и нетипичные репетиции — от встреч с АТОвцами и волонтерами в кафе до робких выходов и наивной растерянности на сцене. После — около десяти коллективных репетиций.

Так, сочетая реальное с драматургическим, пытаются режиссеры вмонтировать в мирную жизнь на Хмельнитчине жестокое настоящее восточной Украины.

Они пытаются разговорить, аккумулировать эмоцию и переступить барьер молчания — такое нелегкое дело своеобразной арт-терапии.

Роман Билык ушел на фронт добровольцем, едва ли не сразу получив из-за профессии позывной Зуб (в мирной жизни он был зубным врачом). Немного смущаясь, он вспоминает: «Нашу колонну расстреляли из минометов. Были потери, трое моих побратимов погибли. Сколько было раненых, я даже и не знаю… А я — я получил легкую контузию: выжил, повезло. Хотя возле меня упали две мины. От первой меня слегка контузило, а второй как раз и накрыло троих — полегли побратимы».

Максимально сдерживается в эмоциях, хотя видно, как тяжело ему это дается, и кадровый офицер, полковник Госпогранслужбы с позывным Збруч Сергей Дупляк. «Тогда, когда контроль города был уже в руках сепаратистов, наше подразделение было единственным, которое не сложило оружия и над которым был украинский флаг, — Луганский пограничный отряд. На все требования сдаться и выйти из отряда, оставив его (им нужен был контроль над всем городом), мы ответили отказом. И нас предупредили, что мы будем уничтожены», – рассказывает он, вспоминая события в Луганске. Правда, замолкает каждый раз, когда вспоминает, как тогда малолетний сын спрашивал у мамы (а семья была рядом, когда велись бои), жив ли еще папа и не убьют ли его.

Еще одна невероятная история – о «духовном бронежилете» – звучит из уст АТОвца с позывным Генерал — Валерия Подкалюка. Ему и побратимам перед вылетом волонтеры передали пакет с молитвенниками и четками. В самые сложные моменты молились, читали раньше невиданные псалмы, которые и стали всем им оберегами. А вот что это были за волонтеры, Подкалюк даже не помнит.

«Это я первый раз так при всем народе свою историю рассказываю. Кроме моей жены, которая лично приняла в этом участие, была дома, но эти телефонные звонки… с ней прощание… и я реально рад был, что дозвонился к ней, потому что я уже прощался, просил, чтобы детей обняла, чтобы простила, потому что я был уже уверен, что это последний разговор с ней,» – пряча мокрые глаза, говорит боец.

А еще Валерий Подкалюк говорит, что когда рассказывает о войне, складывается такое ощущение, что туда просто переносится и даже чувствует запахи, которые там были.

В спектакле представлен невероятный микс, который действительно переносит эмоционально в тревожный, болезненный и вместе с тем жизнеутверждающий мир. Здесь и публицистика, и документ, и сатира, и фарс, и пластический театр – очень много наслоено диффузного жанра.

Неохотно говорят все — и бойцы, которые каждый раз переживают свою боль, и те, кто играет в «Монологах войны» враждебные силы — агрессоров и ватников. Вдова АТОВца, актриса Ольга Салипа, убеждена, что эти монологи нельзя слушать с черствым сердцем, а тем более, если это хоть как-то коснулось.

«Я – плохая, мы – плохие, надо кому-то быть плохими, – говорит о своей роли журналистка Светлана Русина, которая играет в спектакле. – Мы — олицетворение такого ватного мира, противодействуем воинам. Кому-то надо было взять на себя эту функцию. Здесь много образов, пластики, символов. На выступлении будет страшно и больно всем.»

Режиссеры говорят, что не пытались сделать из воинов актеров, просто раскрывали, исцеляя, наболевшие души в память о павших. Обрамление песнями, пластическими деталями, светом и музыкой дополняет реальность и расставляет акценты.

«Они сейчас живут этим, им интересно. Они выбрасывают из подсознания устаревшие, эти зафиксированные раны, которые они выбрасывают через коррелят, через эквивалент театра. Это полезно, сценические чувства – они лечат, – говорит автор идеи, инициатор постановки и режиссер Владимир Павловский. – Это такая своеобразная психологическая коррекция для бойцов. Вместе с тем и сам жанр или вид – документальный спектакль — является достаточно нетипичным.»

Впервые «Монологи войны» покажут 20 февраля – в день чествования участников Революции достоинства и Героев Небесной сотни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Курс валют на 1 июня: евро поднялся в цене, а доллар, напротив, опустился — данные НБУ

> Первый день лета 2020 года оказался полон сюрпризов, в том числе в банковской сфере Укра…